Пускай всё горит! Почему нужно отменить весенний пал травы

До начала пожароопасного сезона осталось совсем немного. Будет ли это лето жарким или нет, пока неизвестно, но к лесным пожарам уже стоит готовиться. 

Основной причиной возникновения огня был и остаётся человек. И речь сейчас не о потушенном костре, а о намеренных поджогах – пал весенней травы. По мнению властей, это должно снизить пожары. Логика проста: нет сухой травы – нечему гореть. Но на деле всё происходит совсем не так. 

Причём именно официальное выжигание приводит к катастрофам.

Дело в том, что действительно эффективное и безопасное проведение таких выжиганий стоит дорого – а если их проводить «по цене спичек» (как в большинстве своем и принято сейчас) и без соблюдения необходимых мер пожарной безопасности, то они фактически превращаются в обычные хулиганские палы сухой травы, как по форме, так и по последствиям. План примерно такой: «Здесь подожжём, там подожжём, через пару часов потушим».

Вдобавок профвыжигания служат мощной рекламой беспечного обращения с огнем на природных территориях. Когда сами работники лесного хозяйства массово поджигают весной сухую траву, никакие увещевания насчет необходимости осторожного обращения с огнем в лесу и поблизости уже не работают.

Массовые и регулярно повторяющиеся на больших площадях профвыжигания делают территорию все более и более пожароопасной. Весенние палы травы убивают практически всю молодую древесную поросль, и постепенно, повреждая нижние части стволов, часть взрослых деревьев. Это не считая сотни погибших грызунов и насекомых, которые вносят вклад в формирование плодородной почвы, да и в целом в здоровый пищевой круговорот и биоразнообразие. В итоге, чем больше древесной растительности убивается палами травы – тем более интенсивными и крупными становятся следующие палы.

Представьте, люди в каждой деревне жгут траву и мусор, лесники проводят «профилактические выжигания сухой травы», собственники сельхозземель имитируют ведение хозяйства, уничтожая сухостой огнём. Внезапно ветер усиливается до 25-40 метров в секунду, огонь усиливается и стремительно распространяется. Пожарные просто не могут справиться с таким множеством одновременных пожаров. В результате сгорают населённые пункты и погибают люди. И это только один пример развития событий. 

Травы выжигают даже в Прибайкальской нацпарке. Выглядит это просто ужасно. Например, на территории установлен полный запрет на загрязнение воздуха. Но при этом каждую весну наблюдается следующая картина:

Самое ужасное, что в России есть штрафы и за поджог, и за НЕсжигание травы. Так вот, первый варьирует от 3 до 4 тысяч рублей, а второй – от 2 до 50 тысяч рублей. То есть власти буквально заставляют разводить огонь.  

К весеннему палу добавляется ещё ряд проблем:

– хроническая нищета лесного хозяйства, вызванная критическим недофинансированием переданных субъектам РФ федеральных лесных полномочий в сочетании с отсутствием полностью законных и эффективных способов самофинансирования лесного хозяйства;

– наличие больших лесных площадей с неопределенным правовым статусом (фактически неохраняемых);

– так называемые зоны контроля лесных пожаров, в которых пожары разрешается не тушить, и по которым из-за безденежья решения об отказе от тушения принимаются почти в автоматическом режиме;

– замедленное реагирование на начинающиеся пожарные катастрофы.

Что же нужно, чтобы уменьшить количество лесных пожаров? Во-первых, ввести тотальный мораторий на «контролируемых профилактических выжиганий». Во-вторых, необходимы массовые противопожарные уроки в школах и во всех других учебных заведениях, объясняющие хотя бы детям, к каким тяжелым последствиям приводят поджоги сухой травы, стерни и тростника (разумеется, уроки могут подействовать только при жестком запрете профвыжиганий и любой другой рекламы поджогов). В-третьих, нужен регулярный на протяжении всей весны мониторинг всех осушенных торфяников и заброшенных торфяных месторождений, затронутых палами сухой травы – поскольку абсолютное большинство очагов тления на торфяниках, приводящих в конце концов к крупным торфяным пожарам, возникает именно весной от палов сухой травы.