Маркетплейсы привели к росту отходов

За последние 3 года рост объемов отходов в Иркутской области составил 50%. В основном, этот рост сформировался за счет растительных отходов в сельской местности и большого количества упаковки товаров маркетплейсов в крупных населенных пунктах. 

Маркетплейсы особенно прочно вошли в нашу жизнь с наступлением эпидемии COVID-19. Именно в тот момент большинство людей смогли в полной мере ощутить преимущества торговых онлайн-площадок: не надо идти в магазин, коммуницировать с другими покупателями и продавцами, толкаться в очередях. Разве что померить нельзя, зато можно заказать сразу несколько размеров, и если что вернуть неподошедшее без потерь. И даже когда пандемия закончилась, многие из нас уже крепко подсели на интернет-шоппинг. Но все оказалось не так радужно. 

Количество отходов, которое мы производим ежедневно, растет с каждым годом. Особенное беспокойство у экспертов вызывает упаковка. Она быстрее самих товаров оказывается в мусорном ведре и, вопреки распространенному заблуждению, далеко не всегда попадает на переработку. И маркетплейсы играют в этом не последнюю роль.

Суть маркетплейсов в том, чтобы объединить как можно больше продавцов на своей площадке, а для удобства логистики хранить все товары не у самих продавцов, а на больших региональных складах маркетплейсов. При совершении заказа каждый товар упаковывается в индивидуальном порядке. Часто можно встретить ситуацию, когда заказав, например, 20 пакетиков корма для кошек, каждый из них оказывается упакован в отдельный полиэтиленовый пакет с индивидуальной маркировкой. Делается это во-первых, чтобы защитить товар при транспортировке, а во-вторых потому что покупатель может заказать любое количество товара начиная с одной штуки. А если продается хрупкий товар, на его упаковку уходит гораздо больше материалов.

В 2023 году на российском рынке e-commerce было совершено свыше 4,5 млрд заказов. И это количество продолжает расти. Если верить аналитике Тинькофф, рост покупок на маркетплейсах в 2023 году увеличился на 63% по сравнению с 2022. По росту объема покупок лидируют такие сибирские города как Красноярск +70%, Омск +66%, Новосибирск +61%. В Иркутской области этот показатель вырос на 51%. Среди отстающих можно выделить Томск, там рост составил всего 31%.

Только в Иркутске пунктов выдачи заказов с различных маркетплейсов насчитывается свыше 400 штук, а по области их больше 1000. И ни один из них не простаивает без дела. Есть даже пункты, в которых сделали только платную доставку, чтобы хоть немного снизить нагрузку из-за наплыва товаров. 

Даже если представить, что каждый заказ это всего лишь одна упаковка, несложно подсчитать, что только за прошлый год в России образовалось 4,5 млрд единиц упаковки, большую часть которой составляют различные виды пластика. Пока не существует четкой и слаженной системы сортировки и переработки отходов, сложно подсчитать, какой процент покупателей сдал упаковку во вторичный оборот. Так что можно предположить, что значительная часть этого объема отправилась на полигоны. 

Ситуацию с переработкой упаковки усугубляет еще и то, что с началом СВО в России с рынка ушла большая доля переработчиков – заниматься переработкой вторсырья стало попросту не выгодно. Поэтому предприниматели, которые раньше сдавали упаковку во вторичный оборот теперь вынуждены отправлять все это на мусорку. 

Помимо упаковки большой вклад в ухудшение экологической обстановки вносит и транспортировка товаров. Доставка и возвраты оставляют значительный углеродный след. Чтобы минимизировать ущерб от парниковых газов, маркетплейсы предпринимают ряд действий, например появилась плата за возврат товара. Также крупнейшие представители e-commerce расширяют географию своих складов, чтобы сократить расстояния при транспортировке. Так в Иркутской области уже планируется строительство крупного регионального склада Wildberries. Компания готова будет приступить к строительным работам, как только будет определен участок. 

Это, безусловно, поможет снизить углеродный след. Однако, проблемы с объемами упаковки никак не решит. Что могут сделать площадки для онлайн-шопинга, чтобы снизить количество упаковочного материала:

  • предоставить клиентам возможность отказаться от пакетов в заказе;
  • складывать товары в наименьшее возможное количество пакетов и/или коробок;
  • подталкивать клиента к заказу большими партиями и впрок за счет скидок на большие заказы и наличие таких товаров в ассортименте;
  • забирать на переработку пакеты и коробки от заказов, а потом делать из них новую упаковку;
  • не класть в заказы ничего избыточного и ненужного;
  • подбирать упаковку, соответствующую товару по размеру;
  • обучить персонал на сборке заказов упаковывать товары в оптимальное количество упаковки, чтобы избегать ситуаций, когда посылка обернута в 30 слоев пленки и скотча;
  • стимулировать поставщиков сокращать упаковку и переходить на перерабатываемые и экологичные варианты;
  • формировать ассортимент магазина так, чтобы у клиента была возможность выбирать товары без упаковки или с ее минимальным количеством;
  • отказаться от неперерабатываемой упаковки.

Свою лепту в уменьшение объемов упаковки может внести и каждый покупатель если откажется от покупки на маркетплейсах товаров, которые можно приобрести в обычном магазине.