Соль дорог: как реагенты влияют на окружающую среду
В Сибирь пришла зима, а это значит, что дорожники уже развязали свою непрерывную войну с гололедом и снежными завалами. Как правило дорожные службы обрабатывают улицы противогололедными материалами: песком, крошкой и солью. С одной стороны это решение необходимо для безопасности перемещения пешком и на транспорте. С другой стороны, каждый раз возникает вопрос о том, какую опасность несут используемые средства экологии и человеку.
Реагенты вызывают засоление и уплотнение почвы, что негативно сказывается на многих живых организмах и ухудшает качество почвы. Из-за этого создаются своего рода “полосы отчуждения” вдоль дорог.
Находящиеся в составе земли противогололёдные материалы провоцируют появление коррозии на трубопроводах, металлической арматуре домов и прочих подземных коммуникациях.
Реагенты разъедают незащищённую кожу лап животных, в итоге у питомцев появляется раздражение, начинается воспалительный процесс, кожный покров разрушается.
Частицы противогололёдных материалов оседают на различных элементах кузова автомобиля и разъедает лакокрасочное покрытие, а после и сам металл.
Ну и как бонус, реагенты разъедают материал вашей обуви, из-за чего даже самые дорогие итальянские сапоги можно просто выбросить после зимнего сезона.
Во многих городах в качестве альтернативы реагентам используют песок и мелкий камень. В отличие от соляных растворов они не вызывают коррозии автомобилей, но больше портят их, так как царапают и стирают лакокрасочное покрытие. Кроме того, песок – это абразивное вещество, из-за которого быстрее стираются шины и асфальт, что становится причиной попадания в воздух вредных для человека веществ: остатков резины, битума, нефтепродуктов.
Есть и другие альтернативы вредным реагентам, такие как меласса (побочный продукт при производстве сахара), мочевина, подогреваемые дороги, метод Торгейра Ваа (когда песок смешивают с кипятком за счет чего он вмораживается в лед и создает устойчивое и нескользящее покрытие). Однако все они обходятся в разы дороже и не представляют интереса для наших коммунальщиков.
Однако самым безопасным, экологичным и дешёвым способом борьбы с гололёдом во все века была и будет незамедлительная уборка дорог и тротуаров от снега, а также уборка льда ломом. И если на центральных городских дорогах этот метод стали применять все чаще, то во дворах, проулках и переулках его предпочитают игнорировать.