Следы 13 ядерных испытаний: что хранят леса Иркутской области?

В регионе оставили свой след 13 ядерных взрывов, которые проводили в прошлом веке. В частности, после испытаний в 1953 году на Семипалатинском полигоне водородной бомбы мощностью 400 килотонн, в 25 раз больше хиросимской, радиоактивный след ушёл прямо на Байкал. Но это только малая часть того, что есть. Признавайтесь, кто был в курсе, что в Иркутской области есть проблемы с радиацией?

А ведь из-за этого в 2020 году в деревне Столбово под Иркутском даже школу закрыли. На два месяца! В результате проверки там обнаружили слишком высокий уровень радиации (выше 60 микрорентген/час).

Где ещё у нас проводили ядерные испытания? Например, в 120 километрах от Усть-Кута, в Усть-Ордынском районе, Осинском (поговаривают, что свидетели до сих пор помнят тот день). Более того, в 2003 году Институт цитологии и генетики Сибирского отделения РАН провели обследование населения местного населения. Тогда у 40% были обнаружены маркёры радиационного повреждения.

Наиболее известна из всех – это скважина ядерного взрыва «Рифт-3» в Усть-Ордынском округе. В 80-е года на глубине 700 метров там взорвали 10 килотонн. В ближайшем населённом пункте – Борохале – людей вывели из домов. После этого начали поступать радиоактивные воды из глубины и радиоактивные инертные газы.

Производились ли выплаты людям, рядом с населёнными пунктами которых проводили военные испытания? Конечно же, нет.  

Вообще, радиация бывает двух видов: естественная и техногенная. Иркутской области, как говорится, повезло, у нас есть и то, и другое. Грубо говоря, под нами проходят разломы тектонических плит. В результате жителям грозит сразу две опасности: частые землетрясения и природная радиация.

Всё это сказывается на здоровье населении. Уровень онкозаболеваний в нашем регионе очень высокий.