Что изменилось в экологии Иркутской области за 10 лет?

Иркутская область давно превратилась в регион, где на первом месте стоит промышленность, а не забота об окружающей среде и не сохранение природного богатства. Ресурсный потенциал области представлен в нескольких отраслевых комплексах: топливно-энергетического, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии, горнодобывающих комбинатов и производств. Предприятия этих отраслей являются основными загрязнителями природной среды.

Но в последнее время власти всё-таки стараются уравновесить прибыль и охрану природных ресурсов. Что же изменилось за последние 10 лет?

Источник фото: fotokto.ru, Анатолий Иргл.

Закрылись «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» и «Усольехимпром». Первый располагается прямо на берегу Байкала в одноименном городе. Предприятие выпускало вискозную целлюлозу, обёрточную бумагу. Всё это время, то есть почти 50 лет, комбинат загрязнял Байкал. А после его работы остались 6,2 миллиона кубометров отходов 4-го класса опасности: шлам-лигнин, зола, древесная кора, промышленные, бытовые отходы, щёлокосодержащая жидкость. Закрытие комбината стало очень серьёзным шагом для защиты Байкала. 

У «Усольехимпрома» похожая история. Работал он с 1936 года. Предприятие занималось производством карбида кальция, хлора и его производных, перекись водорода, кислород, азот, соединения хлорной группы, ацетилен, кремнийорганические полимеры, карбид кальция, чистящие средства, метилцеллюлозу, металлический натрий, эпихлоргидрин и другие сложные соединения.

За время работы на заводе несколько раз происходили аварии. Одно из первых и масштабных происшествий зарегистрировано в 1955 году, когда произошла утечка хлора из-за прорыва трубопровода. Тогда пострадали 52 человека. В 1964 году произошёл выброс жидкого хлора из трубопровода. Хлорное облако распространилось на площади 12 квадратных километров. Затем за 30 лет случились взрыв на производстве синтетического каучука, ещё один прорыв трубопровода и утечка жидкого хлора. При этом ближайшие жилые кварталы находятся в 2 километрах от химпрома. 

В итоге его тоже закрыли, а ртутные отходы, в количестве 200 тонн, остались. 

Ни БЦБК, ни Усольский химпром больше не работают, однако до сих пор отходы того и другого не утилизированы и несут потенциальную опасность для региона. В последние три года проблема немного сдвигается с мёртвой точки. Уже появился утверждённый план утилизации, и начался частичный демонтаж зданий. 

Ещё одна головная боль Иркутской области – грязный воздух. Ангарск и Братск входят в 10-ку городов России с самым грязным воздухом. За это несут ответственность алюминиевые заводы, ТЭЦ и автомобильный транспорт. Для таких грязнуль в 2018 году запустили федеральный проект «Чистый воздух». Его цель – снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Согласно проекту, к 2024 году необходимо снизить совокупный объём вредных выбросов в атмосферный воздух более чем на 20 % в сравнении с 2017 годом во всех городах, которые вошли в проект.

Как этого достичь? Во-первых, модернизация устаревшей системы слежения за качеством воздуха в городах и создание информационной системы мониторинга. Во-вторых, создание правовых механизмов, которые обязывают промышленников и транспортников снижать уровень загрязнения. Так, в 2019 году был принят закон об эксперименте по квотированию вредных выбросов. В-третьих, в рамках проекта предприятия обязаны разработать планы мероприятий по достижению установленных Росприроднадзором квот выбросов и согласовывать их с Минприроды России. В-четвёртых, ежемесячные отчёты о ходе работ перед Росприроднадзором и правительствами регионов. В-пятых, перевод общественного транспорта на газомоторное топливо, модернизацию объектов теплоэнергетики и озеленение территорий для создания «природного щита» от вредных выбросов.

Скрипя сердцем и кошельком, через усилия, очень медленно, но региональные власти и предприятия пытаются следовать этому плану. Например, в отчёте Роспотребнадзора за 2020 год указано, что качество воздуха в Братске улучшилось: удельный вес проб воздуха с превышением предельно допустимой концентрации вредных веществ снизился. Правда, до чистоты ему ещё далеко, но радуют хоть какие-то подвижки в лучшую сторону. 

Заводы «Русала» также постоянно пишут о том, что модернизируют оборудования, а ещё проводят другие экологические мероприятия в регионе. 

Что ещё произошло за последние 10 лет?

Совершенно точно усилилась охрана Байкала. Теперь контролируется застройка берегов. Стало больше волонтёров, которые очищают Байкал от мусора и строят защитные сооружения. 

Только посмотрите, как изменился Сарайский пляж после того, как по его периметру волонтёры благотворительного фонда «Подари планете жизнь» установили ограждения для въезда машин. 

Источник фото: ekogradmoscow.ru, Виталий Рябцев

Примерно с 2010 года туда стали приезжать толпы людей, которые уничтожали уникальность Сарайского пляжа ногами, палатками, колёсами. К 2015-му была уничтожена значительная часть эндемиков. Растительность дюны была уничтожена примерно на 90-95%. Особую ценность представляла самая крупная, из трёх сохранившихся на Ольхоне, популяция краснокнижного растения – черепоплодника щетинистоватого (реликт средиземноморской флоры). В августе 2013-го специалисты насчитывали 6117 его экземпляров. В июле 2017 года – всего 200-300. Пострадал и животный мир: уток и куликов там больше не наблюдали.

Через шесть лет утерянная растительность вернулась, в том числе и краснокнижная.

Какой вывод из всего этого? Что об экологии наконец-то начали заботиться, но работать ещё надо очень и очень много.