180 см: раньше по льду Байкала ходили поезда

Как говорила моя бабушка «Это разве зима? Вот раньше были морозы, а сейчас что?». Ведь правда, сейчас говорят о том, что на Байкале аномально тонкий лёд, а ещё каких-то 120 лет назад он был настолько прочным, что по нему поезда пускали.

На самом деле, это было всего один раз, но факт остаётся фактом. Дело было в начале 1900-х. Тогда надо было перевозить груз и солдат на восток страны (из-за русско-японской войны), но КБЖД ещё не было, а лёд был такой прочный (180 см), что ни паромы, ни ледоколы его не брали. Тогда решили проложить рельсы прямо на льду. Смех смехом, а железнодорожная переправа была открыта 17 февраля. И проработала ровно месяц – до 17 марта. 

Правда, есть данные, что какой-то из поездов всё-таки ушёл под воду… Тогда паровую тягу заменили на лошадей и солдат.

Руководил всем этим делом Давид Кузнец. За успешное выполнение подряда он был награжден золотыми часами и пожалован званием потомственного почетного гражданина города Иркутска. Но больше такой жертвенный проект не реализовывали. К тому же вскоре и КБЖД запустили.