Готов ли Байкал к туризму?
Поток туристов на Байкал увеличивается с каждым годом. Даже несмотря на то, что иностранцев практически нет, в том числе и из Китая. Хотя поговаривают, что в этом году китайцы снова вернутся на Байкал, так как их правительство сняло трёхгодичный ковидный занавес и открыло границы.
В 2022 году Иркутскую область, по официальным данным, посетило 1,5 млн туристов. Это почти доковидные показатели. И это только внутренний поток. То есть ранее это количество, в основном, составляли китайские гости. Получается, что теперь турпоток увеличится до 3 млн человек в год?
Региональные власти очень рады такой перспективе, они грозят сделать из Байкала туристический центр. Но готов ли к этому Байкал? Ведь для массового туризма нужны не просто слова, а очень и очень много работы.
Самое популярное туристическое место – это, конечно же, остров Ольхон. Север острова, по официальным данным, за три летних месяца посетили более 40 000 человек, а южную часть – 8 000 человек.
А теперь давайте посчитаем, сколько туалетов, урн для мусора, дорожных настилов, организованных мест для палаток установлено на острове? Не более 10 туалетов и урн, около километра дорожного настила и ни одного места для палатки. При этом турист должен заплатить несколько сотен рублей, чтобы побывать на территории Ольхона вне Хужира.
Туалеты в Прибайкальском нацпарке.
И это только малая часть проблемы. Мы уже молчим про отсутствие дороги и изнуряющие очереди на паром. К слову, инфраструктуры возле переправы нет от слова совсем. В пиковые дни в сутки там проезжает несколько сотен машин с одной и с другой стороны. Все туристы ходят в один единственный установленный туалет, который страшно потрогать, в котором невозможно долго находиться из-за зловонного запаха, в котором даже нет двери. Вдобавок нет нормального кафе, где можно перекусить. Есть только пирожково-чебуречные забегаловки, заглянув в которые рискуешь провести ближайшие дни «незабываемо».
То же самое касается маршрута «Большая Байкальская тропа», который находится на отрезке между посёлками Листвянка и Большое Голоустное. По ней за лето прошлись 13 000 человек (по официальным данным, то есть по количеству купленных пропусков). Здесь возможен только пеший вариант туризма. Люди с рюкзаками и палатками преодолевают расстояние от 18 до 50 км, в зависимости от поставленной цели. И что они получают? Туалеты в кустах, запрет на разжигание костров, потому что на территории нацпарка ничего рубить нельзя, а специально заготовкой дров никто не занимается (хотя должны), а ещё можно нарваться на штраф за выгул собаки без поводка и намордника. Только представьте, человек платит государству просто за то, что сделала природа.
Можно подумать, что все эти «недочёты» касаются только так называемого дикого туриста, а с организованным (туры, отели и т.д.) на Байкале всё в порядке. К сожалению, и это не так.
Самое ближайшее место к Иркутску – это Тальцы. Отличная задумка, но так себе воплощённый проект. Бессистемное расположение старинных домов, церквей и предметов быта. Там даже антикварные иконы XVIII века гвоздями к стенам прибивают, чтобы не украли. Народу там приезжает много, но нет даже кассового аппарата. То есть деньги уходят в неизвестном направлении. А ведь могли бы развивать музей и сделать его настоящей изюминкой. Но этого нет. Прошлым летом там ещё и лес вырубили под стоянку.
То же самое происходит и в курортах Тункинской долины – Аршан, Жемчуг, Нилова пустынь. Эти горячие источники ежедневно принимают десятки, а то и сотни туристов, но деньги от выручки не идут ни на инфраструктуру, ни в посёлки, никуда вообще. Курорты выглядят так, как будто их построили 60 лет назад и с тех пор ни разу не проводили ремонт. В общем-то, так оно и есть.
Вдобавок материальные активы предприятий оформлены на муниципальное учреждение, а лицензия на добычу воды принадлежит отдельной коммерческой организации, хоть и учреждённой муниципалитетом. В итоге курорт просто покупает минеральную воду сам у себя. Несколько раз делом интересовалась генпрокуратура, но это так ни к чему и не привело. Горячие источники Тункинской долины остаются красивым природным местом, но в то же время прекрасным местом для коррупции и отмывания многомиллионных сумм.
Ну, и вишенка на торте – Листвянка. Неужели до сих пор ещё есть туроператоры, которым не стыдно возить туда людей? Там надо менять абсолютно всё: строить новую набережную, сносить китайские турбазы, устанавливать очистные сооружения и ещё много, много чего. Байкальская вода в прибрежной зоне Листвянки (Листвяничный залив) ещё в советские времена утеряла свою уникальность — она недостаточно чистая и недостаточно насыщена кислородом, нет там и байкальских губок. А с наплывом туристов, появлением большого количества катеров и другого водоплавающего транспорта ситуация только ухудшилась. Последние годы в Листвянке сложилась губительная для экосистемы ситуация — все стоки и выхлопы с дороги направлены никуда иначе, как в Байкал. Необходимо делать систему дренажа, отведение отходов и решать проблему с мусором. Но не делается ровным счётом ничего.
И о каком увеличении туристического потока может идти речь? Сначала надо организовать места для отдыха, куда туристы смогут приехать, а уже потом их зазывать. Но у нас всё наоборот, как всегда.