Крепкий смог и вонь: добро пожаловать в Ангарск
“Ну вы что, не знаете, где живёте?” – такой ответ жители Ангарска привыкли получать, когда звонят с жалобами в различные инстанции.
Население этого небольшого города чуть более 200 тысяч человек. При этом люди живут рядом с нефтехимическим заводом, электролизным химическим комбинатом, ТЭЦ и компанией по сжиганию медицинских отходов. Курорт, не иначе.
По данным Иркутскгидромета, только в 2020 году в Ангарске было составлено 264 предупреждения о высоком уровне загрязнения атмосферы.
«Уровень загрязнения атмосферы в Ангарске оценивается как повышенный. Среднемесячная концентрация формальдегида достигала уровня ПДК. Зарегистрированы превышения разовых концентраций примесей. Максимальная из разовых: концентрация взвешенных веществ достигала 6,4 ПДК, диоксида серы – 2,2 ПДК, диоксида азота – 3,4 ПДК, оксида азота – 2,5 ПДК, формальдегида – 1,0 ПДК, взвешенные частицы мелких фракций пыли РМ 10 – 1,7 ПДК, взвешенные частицы мелких фракций пыли РМ 2,5 – 2,3 ПДК», – следует из отчёта.
АНХК
Самым злостным загрязнителем там является нефтехимический завод – АНХК. Это крупнейшее предприятие в Иркутской области по переработке нефти, выпуску нефтепродуктов и нефтехимии – мощность по первичной переработке нефтяного сырья составляет более 10 миллионов тонн в год. В состав АНХК входит масляное производство, а также мощности нефтехимического производства – серной кислоты, метанола, бутиловых спиртов, аминов, аммиака. Выпускается более 280 наименований продукции, в том числе сжиженные газы, автомобильные бензины и дизельное топливо Евро 5, топливо для реактивных двигателей, различные марки битума, кокса и масел, химическая продукция.
Благодаря АНХК, ангарский воздух пропитан приземным азотом, формальдегидом (это очень токсичный бесцветный газ с резким запахом, который оказывает отравляющее воздействие на организм человека), диоксидом азота, толуолом, бензолом, ксилолом, аммиаком, метаном, метиловым спиртом, этиленом, фенолом, сероводородом. За год завод выбрасывает около 30 тысяч тонн этих загрязняющих веществ.
Фото: liveangarsk.ru
АЭХК
Второе место занимает электролизный комбинат – АЭХК. На территории предприятия уже много лет хранится побочный продукт изотопа урана 235U. Причём хранится он в контейнерах. Опасно это тем, что при нормальном атмосферном давлении и температуре 56 градусов он переходит из твёрдого в газообразное состояние. В случае пожара тонны гексафторида испарятся в считаные минуты. В результате контакта с влажным воздухом образуются чрезвычайно токсические химические соединения – фтороводород. Они проникают в организм через лёгкие и кожу, вызывая многочисленные поражения. Как показывает опыт уже имевшихся аварий, люди, которые пробыли в таком облаке всего несколько минут, получают тяжёлые повреждения или погибают.
В человеческом организме гекстафторид ведёт себя как токсикант, поражая почки, а также накапливается в костных тканях, замещая кальций. Часть его выводится с мочой в течение нескольких дней. Гексафторид, засевший в костных тканях, выводится в сотни раз медленнее.
Фото: angarsk38.ru
ООО "Чистый город"
Третье место достаётся ООО «Чистый город». Какая ирония, да? Организация занимается обработкой и утилизацией медицинских отходов Б и В классов. Они представляют угрозу для человека. Это в том числе предметы, с которыми контактировали пациенты медучреждения, зараженные опасными инфекционными патогенами (грибы, вирусы или бактерии), предметы, которые использовались при работе с туберкулезным материалом как непосредственно с возбудителем, так и с зараженными пациентами.
Но «Чистый город» это не волнует. Отходы сжигают прямо в городе – 7-й квартал, строение 13. Вплотную от инфекционной больницы, где лежат маленькие дети, в 50 метрах от жилых домов, в 500 метрах от реки Китой. При сжигании медотходов образуются диоксины. Они вызывают целый ряд заболеваний, включая рак, повреждения иммунной системы, нарушение деятельности репродуктивной и других систем организма. Они обладают свойством биокумуляции. Это означает, что они способны перемещаться по пищевым цепям от растений к хищным животным, концентрируясь в мясе и молоке, и, как результат, в человеческом теле, что подразумевает под собой то, что целые популяции уже сейчас страдают от пагубных последствий воздействия диоксинов.
Ещё ртуть, кадмий, мышьяк и хром, а также другие галогенсодержащие углеводороды, кислотные пары, которые являются предшественниками кислотных дождей, частицы, приводящие к заболеванию дыхательной системы, парниковые газы.
Что имеем?
Согласно статистике, в Ангарске около 200 жителям на 100 тысяч населения ежегодно ставится диагноз – рак. И если раньше на 1-2 месте были рак желудка и легкого, то сейчас в лидеры вышли злокачественные образования, причиной которых являются именно плохая экология. Также горожане часто чувствуют кислый раздражающий запах производных аммиака. Люди испытывают дискомфорт, чихают и кашляют, а у некоторых кружится голова.
Стоит ли говорить о том, что Ангарск уже больше 10 лет входит в чёрный список самых экологически неблагополучных городов. А вот то, что за эти 10 лет ничего не меняется, точно стоит говорить. Сколько ещё власти и бизнесмены будут закрывать глаза на этот кошмар ради собственной выгоды?